10 КАЗНЕЙ ЕГИПЕТСКИХ
Нам известно, что Бог ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей.
Почему же именно десять казней?
Всевышний создал мир десятью речениями см. 1-ую главу Торы «Берешит» — рассказ о сотворении мира. Мир был создан для того, чтобы дать человеку возможность исправить себя и мир, в котором он обитает, и таким образом получить максимальное вознаграждение за свои действия. Это вознаграждение, в свою очередь, является максимальным добром, которое может получить творение от Творца.
Однако не все обитатели этого мира принимают одинаковое участие в процессе исправления. Евреи, потомки Авраама, избранника Вс-вышнего, играют в этом процессе центральную роль. Более того, евреи должны выполнить эту роль, будучи независимой нацией, живущей на своей земле и выполняющей законы Торы.
Египтяне отрицали факт создания этого мира Вс-вышним и дошли даже до того, что приписали создание мира самим себе — Фараон сказал: «Нил мой, и я создал его» (Йехезкель 29:3 и 9).
Кроме того, они препятствовали возникновению еврейской нации и дарованию ей Торы на горе Синай.
Теперь понятно, почему египтяне, отрицающие создание мира ДЕСЯТЬЮ речениями и препятствующие дарованию Торы, основанной на ДЕСЯТИ заповедях, подверглись десяти казням.
Связь 10 казней с целью творения ↑
Чтобы ответить на вторую часть вопроса — почему именно эти казни, и почему именно в этом порядке — давайте разберём сказанное выше немного подробней.
Мишна в начале пятой главы трактата Авот говорит так: «Десятью речениями был создан мир. Чему это нас учит? Разве он не мог быть создан одним речением? А для того он был создан именно так, чтобы наказать преступников, которые губят мир, созданный десятью речениями, и вознаградить праведников, которые поддерживают существование мира, созданного десятью речениями».
Почему же за поддержание существования мира, созданного большим количеством речений, полагается большая награда?
Постараемся коротко объяснить это странное утверждение.
Дело в том, что создание мира — это процесс сокрытия лика Творца. (В Святом языке слово «мир» — олам и слово «сокрытие» — hээлем — образованы от одного корня).
Когда сокрытие достигает определённого уровня, появляется возможность отрицать Творца, т.е. появляется свобода выбора, которая, в свою очередь, позволяет вознаградить человека за правильный выбор или наказать за неправильный. Если бы мир был создан только одним речением, сокрытие было бы настолько слабым, что свобода выбора не могла бы существовать и не за что было бы награждать праведников и наказывать преступников.
Десять речений, которыми был создан мир, это десять последовательных уровней сокрытия. С их помощью была создана ситуация, когда есть возможность нарушить волю Всевышнего. Нарушение — это как раз то, при помощи чего преступники, как говорит мишна, «губят мир».
К этому необходимо добавить, что любое выполнение воли Творца способствует раскрытию Его лика в этом мире, а нарушение Его воли сгущает сокрытие. Чем больше сокрытие, тем труднее сделать правильный выбор. С другой стороны, чем большее сокрытие человеку пришлось преодолеть, чтобы сделать такой выбор, тем большая награда его ожидает.
Если бы евреям, находящимся в египетском рабстве, удалось сохранить свой духовный уровень в течение четырёхсот лет, как было обещано Аврааму, их награда была бы настолько велика, что дальнейшее исправление не потребовалось бы. К сожалению, уже после двухсот десяти лет рабства ситуация стала настолько тяжёлой (евреи опустились на 49 ступеней нечистоты из 50 возможных), что дальнейшее исправление требовало радикального изменения условий. Т. е., следуя изложенной выше логике, в результате того, что неправильный выбор был сделан очень много раз, сокрытие Лика почти достигло такого уровня, на котором правильный выбор становится невозможным. В такой ситуации он невозможен из-за того, что правда скрыта до такой степени, что при всём желании невозможно определить: что правильно, а что нет. Отсутствие свободы выбора означает, что дальнейшее существование мира не имеет смысла.
Теперь понятно, что для выполнения замысла Творца, т.е. исправления мира силами людей, требовалось начать всё сначала. Требовалось ограничить силы зла и снова дать людям свободу выбора. Для выполнения этой цели и были предназначены казни египетские.
Суть казней и их порядок
Как было сказано, десять речений обеспечили существование свободы выбора. Последовательно ошибаясь в принятии решений морального свойства (подчиняясь своему дурному началу), египтяне опустились на такой уровень, что стали отрицать даже первое речение «В начале создания Вс-могущим неба и земли» — «Нил мой, и я создал его». В большой мере они увлекли за собой и подвластных им евреев. Чтобы ослабить силу зла, нужно было, чтобы власть Всевышнего проявилась, раскрылась именно в тех аспектах существования, в которых восторжествовала тьма, и в том же порядке.
Теперь ясно, что порядок казней ПРОТИВОПОЛОЖЕН порядку речений, т.к. последнее речение предоставляло наибольшую возможность для ошибки. Именно с него началось духовное падение, но с него начинается и процесс духовного восстановления.
Последнее речение говорит о том, что наше благосостояние зависит от благословления, которое посылает нам Всевышнего: «И сказал Блг: вот, Я дал вам всякую траву семяносную, какая на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, семяносный, вам это будет в пищу»(Берешит 1:29). Дальше Тора объясняет, как тут можно ошибиться: «Сила моя и мощь руки моей доставили мне богатство это»(Дварим 8:17).
Теперь понятно, что не случайно первая казнь — кровь — поразила Нил, единственный источник пропитания Египта. Эта казнь показала египтянам, что их пропитание зависит не только от них самих.
И так далее — остальные казни. В некоторых из них соответствие совершенно очевидно, например второе речение «Да будет свет» и предпоследняя казнь — тьма. В некоторых соответствие надо поискать.
Нарастание тяжести казней показывало египтянам и следящим за происходящим евреям, что нет в мире ничего, что не подчинялось бы воле Вс-вышнего. Был поражён источник пропитания египтян (кровь), затем их дома (лягушки), их скотина (мор), их тела (язвы), и, наконец, они сами (смерть первенцев).
Последней казни хотелось бы уделить особое внимание.
Каким образом смерть первенцев соответствует речению «В начале создания Всемогущим неба и земли»?
Первенец — «реализация» возможности родителей участвовать в сотворении жизни. Только благодаря первенцу его родители становятся родителями. Здесь можно провести параллель с тем, как Творец реализовал Свою возможность творить, произнеся первое речение.
10 Казней — по порядку ↑
Приведем порядок казней от первой до последней и краткое объяснение того, в чем они заключались.
Кровь («дам») — вода в Ниле превратилась в кровь, и одновременно вся вода в Египте стала кровью.
Жабы («цфардеа») — Египет заполонили вышедшие из реки жабы.
Вши («киним») — весь Египет наполнился вшами.
Дикие звери («аров») — нашествие диких зверей на Египет.
Мор («девер») — падеж египетского скота.
Нарывы («шхин») — гнойные язвы на теле египтян.
Град («барад») — крупный «огненный» град, уничтоживший большую часть урожая («огненный» — т.к. согласно мидрашу, внутри каждой градины был огонь).
Саранча («арбе») — небывалое нашествие саранчи, уничтожившей то, что не было побито градом.
Мрак («хошех») — весь Египет окутала густая, непроницаемая мгла, которая держалась несколько дней.
Поражение первенцев («макат бхорот») — смерть первенцев в каждой египетской семье, от первенцев человека до первенца скота.